Продолжение материала: http://flatinthecity.ru/pokupaem-kvarti … dolzhenie/
"Теперь поговорим подробнее о недостатках (недоделках), которые могут обнаружиться при осмотре квартиры перед подписанием акта приемки-передачи квартиры.
Все недостатки и строительные дефекты квартиры можно условно разделить на устранимые и неустранимые (трудно устранимые), с точки зрения возможности их исправления без капитальной переделки частей квартиры или даже здания.
Кроме того, недостатки можно разделить на те, которые можно обнаружить при осмотре, и на те, которые проявятся только в процессе эксплуатации квартиры.
Попутно замечу, что:
В квартире без отделки недостатки обнаружить и устранить проще и дешевле, чем в квартире с чистовой отделкой;
Наличие строительного и другого мусора в квартире также относится к недостаткам квартиры, дающим право отказаться от подписания акта приемки-передачи квартиры.
Устранимые недостатки и дефекты квартиры
Такие недостатки, или недоделки, встречаются в каждой квартире, и наши строители здесь не исключение с кривыми руками, а скорее – общепринятая мировая практика, можно сказать, классика жанра. Разница только в количестве недоделок и в их степени.
Как следует из п.1 статьи 7 закона 214-ФЗ:
"Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям."
На практике новостройки, соответствующие перечисленным требованиям, в природе не существуют. Как бы ни позиционировался объект на рынке — эконом- или бизнес-класс, - недостатки будут обязательно. Это нужно просто запомнить.
Для того, чтобы не растеряться при осмотре квартиры, надо заранее составить план осмотра исходя из технического описания передаваемой квартиры, указанного в договоре. План осмотра помимо стен, пола, потолков и стеклопакетов должен включать проверку электроснабжения, водопровода, труб отопления, наличия счетчиков, работоспособность автоматов и УЗО, других предохранительных устройств, наличие вентиляционных каналов и отверстий, работу вентиляции.
Если недостатки совсем незначительны, можете подписать акт приемки-передачи с письменным обязательством застройщика устранить эти мелкие недостатки в короткий срок.
Если недостатки не такие мелкие, но могут быть устранены застройщиком, потребуйте указания сроков исправления этих недостатков в акте осмотра, и пусть представитель застройщика на объекте его подпишет. Желательно, чтобы акт подписал и человек, сопровождающий вас при осмотре. Естественно, что все три подписи (включая вашу) должны быть расшифрованы, и акт должен быть с датой осмотра
Если представитель застройщика на объекте отказывается подписать акт осмотра и/или указать сроки устранения дефектов («У нас так не принято»), или вместо него на объекте сидит представитель управляющей компании, а то и обыкновенный ключник, тогда вы забираете ваш экземпляр акта или его копию и дома, в спокойной обстановке, пишете заявление-претензию в свободной форме на имя руководителя отдела у застройщика, который занимается этим объектом.
В заявлении указываете:
1) свои ФИО, паспортные данные;
2) номер договора;
3) адрес построенного объекта (квартиры),
4) время и обстоятельства осмотра- когда, с кем, присутствовал ли кто-то от застройщика и т.п.;
5) сообщаете, что при осмотре квартиры были обнаружены недостатки (дефекты), перечень которых находится в приложении – Акте осмотра, сообщаете об отказе представителя застройщика на объекте подписать акт и указать сроки устранения и другие замечания;
6) предлагаете устранить обнаруженные дефекты не позднее такой-то даты (в разумный срок, который по закону «О защите прав потребителей» составляет не более 45 дней);
7) сообщаете о своем намерении приехать на повторный осмотр тогда-то и приглашаете поучаствовать в этом осмотре квалифицированного представителя застройщика;
8) обязуетесь подписать акт приема-передачи квартиры в случае устранения перечисленных недостатков, а в случае их неустранения – оставляете за собой право обратиться в суд;
9) оставляете ваши контакты — почтовый адрес, телефоны, e-mail
10) дата, подпись.
Пишете в сухом, канцелярском стиле, коротко и без эмоций, со ссылками на статьи закона 214-ФЗ и закона «О защите прав потребителей».
Таким образом, у вас получится два документа – заявление-претензия и акт осмотра, прилагающийся к заявлению. Один экземпляр этого комплекта отправляете по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В описи должны быть указаны оба документа. Второй экземпляр с описью вложения и печатью почтового отделения остается у вас. Теперь застройщик не может сказать, что он был не в курсе ваших претензий и не видел акта осмотра с описанием недостатков, а значит, составление одностороннего акта передачи квартиры становится невозможным. Кроме того, возможно, застройщик все-таки примется за устранение некоторых недостатков или хотя бы свяжется с вами для прояснения обстановки.
Если застройщик не отреагировал на ваше заявление и не устранил недостатки, то по закону 214-ФЗ:
"В случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика:
1) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
2) соразмерного уменьшения цены договора;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков."
Какой вариант действий выбрать, зависит от набора недостатков (дефектов) квартиры в новостройке и от вариантов, указанных в вашем договоре, но отстаивать его придется, скорее всего, в суде.
Для этого понадобится:
- проведение независимой строительной экспертизы — для всех вариантов;
- составление сметы на устранение недостатков — для вариантов 2) и 3);
- устранение недостатков своими силами с сохранением чеков и прочих документов – для варианта 3).
- консультация с юристом и, возможно, составление искового заявления.
Неустранимые и трудно устранимые недостатки
К таким недостаткам можно отнести недостаточную вентиляцию в квартире, слишком высоко, низко или криво посаженные стеклопакеты, неровно уложенные перекрытия, большие отклонения стен от вертикали, непрямые углы в местах схождения стен. У некоторых горе-строителей построенная квартира может сильно отличаться от показанной в плане, помещения могут поменяться местами, возникнуть или исчезнуть стены и проходы и т.д. Иначе говоря, проще заново построить, чем исправить навороченное.
Тут закон 214-ФЗ вариантов не оставляет:
"В случае существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства или неустранения выявленных недостатков в установленный участником долевого строительства разумный срок участник долевого строительства в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от застройщика возврата денежных средств и уплаты процентов в соответствии с частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона."
Расторжение договора и возврат денег, уплаченных за квартиру, пусть даже и с процентами – это крайний случай. Если исправление недостатков обойдется слишком дорого, или это вообще невозможно, а принимать квартиру как есть вы категорически отказываетесь, то застройщик может и сам предложить вернуть деньги. Но за проценты придется судиться. Потому что в этом случае застройщик будет должен уплатить проценты за все время, что деньги были в его распоряжении:
"Указанные проценты начисляются со дня внесения участником долевого строительства денежных средств или части денежных средств в счет цены договора до дня их возврата застройщиком участнику долевого строительства. (п.2 статьи 9 закона 214-ФЗ)"
Проценты начисляются по ставке 1/150 (для физического лица) ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день возврата застройщиком денежных средств
Порядок действий в этом случае примерно такой:
1) Участник после некоторой переписки с застройщиком и получения отказа последнего исправить существенные недостатки квартиры направляет застройщику уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке со ссылкой на соответствующие статьи закона 214-ФЗ; до направления уведомления проводится независимая строительная экспертиза, подтверждающая наличие этих недостатков;
2) Уведомление надо отправить застройщику таким способом, чтобы на руках у участника остались сведения о получении застройщиком этого уведомления;
3) В течение двадцати рабочих дней, а лучше – пораньше, участник направляет застройщику требование о возврате денежных средств, уплаченных участником, в связи с расторжением договора, а также причитающихся процентов (проценты посчитайте сами и расчет приложите к требованию), обязательно надо указать реквизиты для перечисления денег (номер счета в банке);
4) Все документы, точнее, их второй экземпляр с отметкой почты или секретаря застройщика, сохраняются у участника;
5) Если застройщик в течение двадцати рабочих дней с момента расторжения договора не перевел деньги или хотя бы не пригласил участника для заключения соглашения о порядке возврата денежных средств и процентов, то дальше – дорога в суд.
Поскольку в каждом конкретном случае могут быть свои нюансы, то без юриста в данном случае будет трудно обойтись.
Участник вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке и потребовать возврата денег также, если застройщик затянул с передачей квартиры дольщику больше, чем на два месяца от срока, указанного в договоре долевого участия, и не оформил продление этого срока дополнительным соглашением с дольщиком."
Далее про недостатки выявленные в процессе эксплуатации