статья про Ш.Речку
из истории (кому-нить интересно?)
Поселок при торфопредприятии
Широкореченский поселок появился менее 100 лет назад – в 20-е годы двадцатого века, когда молодая и энергичная советская власть взялась за Екатеринбург и принялась лепить из него индустриальный центр. В 1927 году на Большеконном полуострове, западной окраине ВИЗа, открыли новую мощную тепловую электростанцию имени Куйбышева. Она работала на торфе и снабжала энергией многие екатеринбургские заводы. Место было выбрано не случайно – в соседних районах имелись богатейшие залежи торфа, разрабатывать которые можно было еще не одно столетие. Для нужд электростанции организовали несколько рабочих поселков, жители которых добывали торф. Одним из таких поселков и стала Широкая речка.
Он вырос буквально за несколько месяцев. Население формировалось искусственно: сюда высылали раскулаченных крестьян, а также вербовали жителей из бедных деревень. Первые десятилетия быт был суровым: жить приходилось в тесных бараках, с едой, обувью случались перебои. Однако уже в 30-е годы ситуация изменилась в лучшую сторону. В поселке начала формироваться инфраструктура, появились первые школы. Одна из них, школа № 25, до сих пор работает – а при ней функционирует уникальный музей, посвященный истории Широкой речки. Классической десятилеткой школа стала лишь в 50-е годы, тогда же обзавелась полноценным зданием с буфетом и спортзалом. До этого здесь обучали до 7 класса – впрочем, и это по тем временам было неплохим и даже перспективным образованием.
Память о войне
Сегодня школа № 25 находится в старой части Широкой речки – здесь сохранилось немало домов с первых лет жизни поселка. Например, здание досугового центра «Широкая речка» датировано 1931 годом!
Школа стоит на улице Феофанова. Коренные жители поселка знают, что это имя она получила в честь своего выпускника, героя Советского Союза – Василия Феофанова. Когда началась война, Феофанову не было еще и 30 лет. Служил он разведчиком, за боевые заслуги неоднократно награждался медалями и орденами. Число убитых им солдат противника исчисляется сотнями, а в своем последнем бою он сумел сбить вражеский самолет из противотанкового ружья! И, если, конечно, это не вымысел, подобное произошло с ним дважды.
Василий Феофанов не дожил до победы совсем чуть-чуть – погиб в 1944 году. Примечательно, что его именем в Екатеринбурге названы две улицы – одна на Широкой речке, а вторая в Верхней Пышме, где герой тоже успел пожить.
С войной на Широкой речке связано многое. В эти непростые для всей станы годы торфопредприятие считалось оборонным и обеспечивало топливом многие уральские заводы. Работали на нем, как водится, и женщины, и дети – мужчины воевали.
По официальным данным в годы Великой отечественной войны на фронте погибло 106 жителей поселка Широкая речка – их фамилии можно прочесть на обелиске, установленном в 20-ю годовщину победы работниками торфозавода. То ли ввиду какой-то оплошности, то ли потому, что установлен памятник силами местных жителей, фамилия его автора осталась неизвестной. Памятник чист и опрятен – за его состоянием следят учащиеся и сотрудники 25-ой школы, а также досугового центра «Широкая речка». Вот только вечный огонь, который был здесь раньше, уже давно погас.
Конец XX века
До 60-х годов поселок Широкая речка развивался за счет торфозавода. Однако в самом поселке запасы торфа довольно быстро исчерпались, поэтому неподалеку было разработан еще один торфяник, а рядом с ним организован поселок Медный. Впоследствии туда отселили бывших кулаков, разрешили им строить дома и обзаводиться собственным бытом. Будучи отличными хозяйственниками, они легко превратили поселок Медный в опрятный и благополучный район.
В 1940 году от Медного и Широкой речки до электростанции проложили узкоколейную железную дорогу. Ее главным назначением была перевозка торфа с участков заготовки на электростанцию, однако местные жители охотно пользовались ею и в личных целях – ведь автобусное сообщение здесь появилось лишь в середине 80-х годов.
Свою актуальность электростанция им Куйбышева утратила к 60-м годам. Появились новые, альтернативные виды топлива, более выгодные и удобные по сравнению с торфом. В 1967 году ее закрыли, а Широкореченское торфопредприятие автоматизировали и переоборудовали для потребительских нужд – еще 18 лет оно выпускало торф в виде брикетов.
В 1980 году на Широкой речке шумно отпраздновали юбилей – 40 лет с начала добычи торфа в поселке Медном, а чуть позже по иронии судьбы торфозаготовки здесь прекратились совсем. О том, что они когда-то были, напоминала брошенная на пустырях спецтехника, да узкоколейная дорога. Ее разобрали только в начале 90-х.